Маркировка шин
С 20 июня по 30 ноября 2019 года в России согласно Постановления Правительства от 11. 06. 19 № 753 проводится «Эксперимент по маркировке средствами идентификации шин и покрышек пневматических новых». Оператором, который занимается реализацией программы по маркировке, является Центр Развития Перспективных Технологий (ЦРПТ). Эта структура создана в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2018 года № 1018.
Маркировка – нанесение контрольных (идентификационных) знаков (КиЗ) непосредственно на товары или на их упаковку (этикетки со штрихкодами). КиЗ содержит уникальную информацию - сведения о производителе, дату производства, артикул, серию, цвет, особенности товара, срок эксплуатации, работу в различных температурных режимах.
В первую очередь для защиты потребителей от подделок, некачественной продукции, повторной продажи изделия, автоматизированной системы отслеживания каждой единицы товара.
С того момента, как товар изготовлен на заводе до продажи потребителю, а также при его списании штрихкод на упаковке сканируется, данные передаются в ОФД (Оператору фискальных данных), а оттуда в ЦРПТ. В Единой Национальной информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров сохраняется каждый товар с его уникальным штрихкодом. При любых движениях товара (отгрузка потребителем импортёру, оптовому, розничному продавцу, приёма на складе в торговой точке, продаже, при выведении товара из оборота данные об этом отображаются в системе). Поэтому повторно реализовать товар его уже не удастся.
Эксперимент проводится Министерством промышленности и торговли, Федеральной службой безопасности, Министерством цифрового развития, связи, массовых коммуникаций и информационных технологий, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной налоговой службой, Федеральной Таможенной службой. Оператор информационной системы мониторинга – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Цель маркировки – противодействие незаконному производству, ввозу на территорию РФ, обороту шин и покрышек, появлению на рынке контрафактной продукции, повышение сбора налоговых и таможенных платежей.
С 1 декабря 2019 года – до 30 ноября проект считается «пилотным». В это время определяется, какие средства идентификации будут наноситься на поверхность упаковок, регулируется процесс ценообразования (маркирование товаров не должно способствовать их значительному удорожанию), регулируется взаимодействие между производителями, импортёрами, продавцами шин.
Рабочая группа, в состав которой входит более 50 участников рынка, в данное время определяет, какие способы наиболее оптимальны для маркировки шин – нанесение этикеток или RFID-меток (c микрочипами, данные считываются и записываются с помощью радиосигналов). Независимо от того, какой именно носитель будет маркироваться, производителю и импортёру нужно соблюдать следующие требования:
- зарегистрироваться на сайте «Честный ЗНАК»;
- оформить электронную цифровую подпись;
- установить программное обеспечение, позволяющее осуществлять продажу промаркированной продукции
Производитель шин должен приобрести специализированное оборудование для нанесения уникальных штрихкодов на товары, импортёры – двумерные сканеры штрихкодов (проводные или беспроводные) и терминалы сбора данных для считывания кодов, их отправки в единую автоматизированную информационную систему. Розничным продавцам для реализации продукции необходимо установить онлайн-кассу. Проверить подлинность товара может и непосредственно покупатель в момент совершения покупки – с помощью мобильного приложения (для этого потребителю нужно будет отсканировать штрихкод с упаковки).
Производителям и импортёрам, которые отказываются маркировать шины, грозят штрафы: в первом случае до 100 тысяч рублей, во втором – до 300 тысяч. Вся продукция (и у производителей, и у потребителей) подлежит изъятию, без возврата.