Москва
+7 (495) 123 38 46
Санкт‑Петербург
+7 (812) 678 96 03
Саратов
+7 (845) 269 44 16
Белгород
+7 (472) 225 71 58
Нижний Новгород
+7 (831) 435 15 93
Екатеринбург
+7 (343) 227 99 68
Ставрополь
+7 (865) 225 76 01
Севастополь
+7 (978) 096 22 03
карта
Все города
Мессенджеры:
Мессенджеры:
Обратный звонок
Обратный звонок
Товары Разделы Статьи
/ Публикации/ Правила проведения инвентаризации в розничном магазине: порядок, виды, документальное оформление

Правила проведения инвентаризации в розничном магазине: порядок, виды, документальное оформление

Инвентаризация товарно-материальных ценностей предназначена для проведения сверки фактического наличия ТМЦ с данными, указанными в учетных документах. Для облегчения процесса проверки используются инвентаризационные этикетки, которые позволяют сделать учет имущества автоматическим.

В каких случаях проводится инвентаризация:

  1. Обязательная инвентаризация проводится в случаях, установленных нормативными правовыми актами всеми организациями независимо от их организационно-правовой формы и налоговых режимов:
  2. Продажа или передача магазина в аренду третьему лицу. Цель ревизии – предоставить отчет новому владельцу о совпадении фактического наличия ТМЦ с заявленными в документах;
  3. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  4. При смене материально ответственных лиц (относительно имущества, хранящегося у материально ответственного лица). К данной категории относятся сотрудники, подписавшие договор о полной или частичной материальной ответственности - кладовщики, продавцы, административный персонал: директор, главный бухгалтер и т.д.
  5. При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, когда необходимо зафиксировать наименование и количество похищенного (испорченного) имущества;
  6. При возникновении стихийных бедствий, пожара или других чрезвычайных ситуаций;
  7. При ликвидации или реорганизации.
Этикетки для инвентаризации, с ручной номерацией Этикетки для инвентаризации, номерные Этикетки для инвентаризации, на втулке и в рулоне Этикетки для инвентаризации, размеры

Виды инвентаризации:

  • Существует два вида инвентаризации - ревизия основных средств и проверка товарных запасов.
  • Основные средства - оборудование розничного магазина. Сюда относится контрольно-кассовая техника, торговое оборудование (холодильники, витрины, полки, стеллажи, весы, сканеры штрих-кода), спецодежда сотрудников, оборудование для помещения: система видеонаблюдения, сигнализации пожарные и охранные, тревожная кнопка и т.д.
  • Процесс проведения инвентаризации основных средств заключается в следующем: составляется сальдовая ведомость с перечислением всех товарно-материальных ценностей, числящихся на балансе. Документ оформляют в виде таблицы, в которой указывается наименование ТМЦ, инвентарный и заводской номер, фамилия ответственного лица и процента износа единицы оборудования. Далее составляется список лиц, которые отвечают за содержание оборудования. На ТМЦ крепится бирка с указанием инвентарного номера и фамилии ответственного.
  • Перед началом проведения инвентаризации ответственных лиц предупреждают уведомлением под личную подпись. К назначенной дате они готовят оборудование к проверке. Ревизия основных средств проводится не реже одного раза в год.
  • Товарные запасы - продукция, предназначенная для продажи в магазинах. Установка конкретных сроков проверок зависит от решения конкретного руководителя. По закону проводится не реже одного раза в год, перед сдачей бухгалтерской отчетности в Федеральную налоговую службу.
Инвентаризация

Кто должен проводить инвентаризацию:

  1. Инвентаризацию проводит специально созданная для этих целей комиссия, которая должна состоять из 2 или более человек. Материально ответственных лиц запрещено включать в комиссию, т.к. продавец или бухгалтер, замеченный в хищении товара или других нарушениях, может воспользоваться ситуацией, чтобы замести следы преступления.
  2. При этом присутствие материально ответственного лица при проведении проверки обязательно, чтобы пояснить расхождения или рассказать, что и где хранится на складе.
  3. Руководитель организации оформляет создание комиссии приказом, который имеет строго установленную законодательством форму - ИНВ 22 “Приказ о проведении инвентаризации”.
  4. Основной вопрос, который встает перед предпринимателем при проведении ревизии: сделать проверку собственными силами или обратиться в специализированную организацию. Оба подхода имеют свои достоинства и недостатки.

Самостоятельное проведение инвентаризации.

Инвентаризация в торговых центрах

Преимущества:

  • Экономия денежных средств. Занимающиеся ревизиями и проверками компании берут вознаграждение, размер которого зависит от количества товарных позиций и имущества, находящегося на балансе магазина.
  • Сотрудники хорошо знают товар, его месторасположение на полках и другие моменты, за счет чего проверка будет проведена значительно быстрее стороннего ревизора.
  • Возможность выбрать удобное время для проверки. Ее можно проводить вечером или ночью, после закрытия магазина, что позволяет избежать убытков. Сторонние комиссии работают в дневное время, поэтому торговую точку придется на какое-то время закрыть.

Недостатки:

  • Сотрудники магазина могут быть заинтересованы в результатах проверки.
  • Персонал относится к инвентаризации, как к простой формальности. Бывают случаи, когда не проводятся никакие подсчеты, но ведомости при этом подписываются.
  • Отсутствие квалификации у сотрудников. Для проведения ревизии требуются знания и специальное оборудование, что у рядового продавца обычно отсутствует.
  • Проведение инвентаризации сторонней компанией.
Проведение инвентаризации сторонней компанией

Проведение инвентаризации сторонней компанией

Преимущества:

  • Точность результатов проверки. Максимально объективное проведение пересчета, т.к. комиссия никому не подчиняется.
  • Высокая скорость работы сотрудников таких компаний и наличие специального оборудования: торговые планшеты, терминалы сбора данныхи т.д.
  • Полное документальное сопровождение и грамотное оформление.

Недостатки:

  • Высокая стоимость услуг.
  • Необходимость закрывать магазин, что принесет убытки. Есть возможность заказать ночную проверку, но это будет стоить в два раза дороже.
  • Возникновение сложностей у сотрудников компании при проведении инвентаризации в магазинах, занимающихся продажей сложного торгового оборудования или техники. В данной ситуации проверка займет больше времени и будет стоить дороже.

Оптимальный вариант проведения самостоятельной инвентаризации - применение специального оборудования вместе со специальным программным обеспечением - товароучетными программами. У персонала отсутствует необходимость пересчитывать вручную. Сотрудник осуществляет считывание штрих-кодов с помощью сканера или терминала сбора данных, при этом система самостоятельно считает количество товара. В зависимости от программы, возможно формирование отчетных документов. Например, товароучетная система 1С облегчит процесс проведения инвентаризации.

При отсутствии программного обеспечения и торговой техники считать придется вручную. Такой метод проверки подойдет для небольших торговых точек с небольшой товарной номенклатурой.

Оформляемые при проведении инвентаризации

Не стоит проводить инвентаризацию в ночное время. Внимание сотрудников ночью снижается, из-за чего могут возникнуть ошибки в подсчетах.

Сквозную проверку проводить не следует. Лучше разбить товары на категории и работать в отдельности с каждой из них.

При большом объеме работы разделить инвентаризацию на несколько этапов и провести проверку в течение нескольких дней.

Документы, оформляемые при проведении инвентаризации

Правильное оформление проверки очень важно, т.к. документы может потребовать налоговая инспекция. Поэтому следует применять программы складского учета, в которых формирование документов осуществляется автоматически в установленной законом форме.

Перечень документов, оформляемых при проведении инвентаризации:

  1. Приказ о проведении инвентаризации по форме ИНВ 22;
  2. Инвентаризационная опись по форме ИНВ 3 для записи данных о фактическом наличии товаров;
  3. Перечень документов, оформляемых при проведении инвентаризации
  4. Сличительная ведомость инвентаризации ТМЦ для фиксации расхождение между фактическим наличием ТМЦ и указанным в документах. Форма документа - ИНВ 19;
  5. Акт инвентаризации ТМЦ, находящихся в пути по форме ИНВ 6, перевозимые товары тоже подлежат учету;
  6. Опись ТМЦ, принятых на ответственное хранение (форма документа - ИНВ 5) - составляется в случае хранения на вашем складе товарно-материальных ценностей третьих лиц;
  7. Акт о списании товаров по форме ТОРГ 16;
  8. Ведомость результатов инвентаризации по форме ИНВ 26.

После проведения инвентаризации обрабатываются результаты проверки. При выявлении недостачи она оформляется актом, к которому прикладывается объяснительная записка ответственного лица. При отсутствии нарушений документы подписываются руководителем и отправляются в архив.

Правильно проведенная инвентаризация способствует выработке дисциплины и ответственности на предприятии, развитию навыков сегментной проверки, повышению качества ведения внутренней документации.

Популярные товары

Поделитесь ссылкой в социальных сетях!